Версия для слабовидящих Министерство строительства и жилищной политики УР

решение Октябрьского районного суда г. Ижевска о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования "Шабердинское", возложении обязанности, признании незаконным решение Правительства УР, возложении обязанности

Информация по делу

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 февраля 2017 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Ивановой М.А.,

при секретаре Ветчинове Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Курочкиной О.А. о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Шабердинское», возложении обязанности, признания незаконным решения Правительства Удмуртской Республики, возложении обязанности

у с т а н о в и л:

Курочкина О.А. обратились в суд с вышеуказанным административным иском. С учетом изменения исковых требований просила:

1.                     Признать бездействие Администрации муниципального образования «Шабердинское» в переводе земельных участков с кадастровыми номерами <номер> в категории «земли населенных пунктов» незаконным.

2.                     Обязать Администрацию муниципального образования «Шабердинское» устранить нарушение прав административного истца путем направления необходимых документов в Правительство УР по переводу земельных участков с кадастровыми номерами <номер> в категории «земли населенных пунктов».

3.                     Признать Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от <дата> незаконным в части отказа в переводе земельных участков с кадастровыми номерами <номер> в категории «земли населенных пунктов» незаконным.

4.                     Обязать Правительство Удмуртской Республики внести изменения в Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от <дата> в части включения земельных участков с кадастровыми номерами <номер> в границы населенного пункта починок Михайловский муниципального образования «Шабердинское» Завьяловского района.

Свои требования мотивировала следующим.

Административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <номер>, расположенных в границах муниципального образования «Шабердинское» Завьяловского района. Указанные участки относятся к категории «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования.

Истец неоднократно обращалась в администрацию муниципального образования «Шабердинское» с заявлениями о переводе указанных земельных участков в категорию «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство». В установленном законом порядке МО «Шабердинское» провело публичные слушания по вопросу согласования проекта генерального плана МО «Шабердинское», по результатам которых проект Генерального плана согласован Советом депутатов МО «Шабердинское». Согласно протокола согласительной комиссии от <дата> исключены из проекта генерального плана предложения по включению в границы населенных пунктов участков истца.

Распоряжением Правительства УР от <дата> утвержден генеральный план МО «Шабердинское», согласно которому участки истца не вошли в границы населенных пунктов ввиду отказа в изменении категории земель и их разрешенного использования. Оспариваемое Распоряжение Правительства УР от <дата> противоречит закону и препятствует истцу в реализации права, возникшего в силу закона, а именно: права на перевод принадлежащих ему земельных участков из одной категории в другую.

Отказ по включению земельных участков, принадлежащих истцу на праве собственности, истец считает незаконным, поскольку истцом подготовлен план развития территории, согласованный с Главой МО «Шабердинское», имеется техническая возможность подачи природного газа для газоснабжения объектов капитального строительства, расположенных на территории МО «Шабердинское», филиалом «Удмуртэнерго» подтверждена возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных на земельных участках истца с условием разработки проекта планировки и схемы внешнего электроснабжения поселка. Кроме того, согласно заключения Главы МО «Шабердинское» от <данные изъяты>участки истца относятся к низко продуктивным землям, с очень низким плодородием и качеством, в связи с чем использовать их для возделывания сельскохозяйственных культур не рентабельно, так как необходимы большие финансовые затраты.

Таким образом, бездействие МО «Шабердинское» в переводе земельных участков в иную категорию и оспариваемое Распоряжение Правительства УР создает препятствие истцу в реализации ее права на использование земельного участка с наибольшей эффективностью, в том числе и для МО «Шабердинское» в плане создания новых рабочих мест, строительства коммуникаций, дорог и освоения по сути заброшенных земельных участков, которые не пригодны для сельскохозяйственного производства.

Правовыми основаниями заявленных требований указывает на ст.ст. 1,8 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 9,18 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 2,3, 4 ФЗ от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Истец Курочкина О.А., извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В порядке статьи 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного истца.

В судебном заседании <дата> представитель административного истца Иголкин Д.А. поддержал исковые требования, пояснил, что оспариваемыми бездействием и решением нарушена права истца на максимально эффективное использование принадлежащих ей земельных участков, поскольку их использование в целях сельскохозяйственного производства не целесообразно.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации муниципального образования «Шабердинское» Завьяловского района УР Кочетков Ф.В., действующий на основании доверенности, требования административного истца не признал, просил в удовлетворении отказать. Указал, что перевод земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначении в категорию земель населенных пунктов осуществляется путем включения того или иного земельного участка в черту населенного пункта. Иного способа «перевода» не существует. Принятие такого решение отнесено к компетенции Правительства УР. В этой связи требования административного истца о признании незаконным отказа Администрации в переводе земельного участка не основаны на законе, поскольку такая процедура (как указано в требованиях) не предусмотрена. Кроме того, Администрация не является надлежащим административным ответчиком, поскольку не принимает соответствующих решений. Административным истцом не представлено доказательств обращения в Администрацию с соответствующими требованиями и отказ Администрации в их удовлетворении.

Представитель административного ответчика Правительства УР Соколов О.В., действующий на основании доверенности, требования административного истца не признал, просил в удовлетворении отказать. Принятие решения об утверждении генерального плана муниципального образования-поселения отнесено к компетенции Правительства УР. При этом законом предусмотрено право компетентного органа определять, какие земли будут включены в черту населенного пункта и отсутствуют безусловные основания для включения тех или иных земель в черту населенного пункта. Это является его правом. Решение этого вопроса определяется, исходя, в том числе, из финансовых и социально-экономических предпосылок, принципа сохранения земель сельскохозяйственного назначения и т.п. Обжалуемое истцом распоряжение было издано Правительством УР в пределах своей компетенции, в порядке, установленном законодательством РФ и УР.

Представитель заинтересованного лица Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики УР Перескокова С.Ю., действующая на основании доверенности, требования административного истца считает не обоснованными, не подлежащими удовлетворению. Минстрой УР является органом, уполномоченным на предварительное рассмотрение вопросов о возможности принятия Правительством УР решений по подготовке и утверждению генеральных планов поселений, по внесению в них изменений, а также на принятие решений об отклонении таким проектов. Правительство УР в пределах своей компетенции полномочно принимать решения по вышеуказанным решениям, Минстроем УР только был подготовлен проект оспариваемого распоряжения. В Минстрой УР обращений от истца, Администрации МО «Шабердинское» или иных лиц о переводе земельных участков в категорию «земель населенных пунктов» не поступало. Обращение Администрации МО «Шабердинское», поступившее в Минстрой УР <дата> соответствовало по составу документов и материалов Положению о порядке осуществления исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики полномочий по принятию решений по подготовке и утверждению генеральных планов поселений, городских округов, а также по внесению в них изменений; оснований для отклонения проекта генерального плана МО установлено не было; процедура разработки, обсуждения на публичных слушаниях и согласования проекта генерального плана МО соответствовала ГрК РФ. Административным истцом не указано каким нормам права противоречит оспариваемое Распоряжение, при этом со стороны Админситрации МО «Шабердинское» и Минстроя УР процедура, установленная ГрК РФ по утверждению генерального плана, соблюдена. Право истца использовать принадлежащие ей земельные участки в соовтетствии с их целевым назначением ею реализовано, она обязана использовать земельные участки по их прямому назначению. Кроме того, не рассмотрение заявления о переводе земельных участков из одной категории в другую и не принятие по нему решения не означает отказ в положительном решении вопроса.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Курочкиной Ольге Александровне на праве собственности принадлежат:

- земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общая площадь 407651 кв. м, расположенный по адресу: <данные изъяты>

- земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общая площадь 158122 кв. м, расположенный по адресу: <данные изъяты>

- земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общая площадь 319999 кв. м, расположенный по адресу: <данные изъяты>

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти рассматриваются в соответствии с нормами главы 22 КАС РФ.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) лица, наделённого государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный истец оспаривает распоряжение Правительства УР от <дата> г. С административным исковым заявлением об оспаривании указанного решения она обратилась в суд <дата> г., то есть в пределах установленного срока.

С иском об оспаривании бездействия органа местного самоуправления истец также обратилась своевременно, поскольку, согласно пояснений представителя административного истца, о том, что Администрацией муниципального образования «Шабердинское» не совершено действий по переводу земельных участков в иную категорию ей стало известно после утверждения Генерального плана МО «Шабердинское».

Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь положениями статей 7, 42, 77, 79 Земельного кодекса Российской Федерации, также положениями статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что использование земельных участков находится в непосредственной зависимости от категории земель, к которым отнесены данные земельные участки.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 ст. 36).

Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения), согласно части 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, регулируются земельным законодательством.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения, 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 этого Кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Перевод земель, находящихся в частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, из одной категории в другую, осуществляется органами местного самоуправления (пункт 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с предписаниями Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается, в частности несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации (пункт 3 статьи 4).

В соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

Из материалов дела следует, что в соответствии с Генеральным планом муниципального образования «Шабердинское» Завьяловского арйона Удмуртской Республики (утвержденным распоряжением Правительства Удмуртской Республики от <данные изъяты>р), свидетельств о государственной регистрации права собственности Курочкиной О.А. на принадлежащие ей земельные участки, следует, что указанные земельные участки расположен за пределами населенных пунктов муниципального образования «Шабердинское».

Таким образом, установление испрашиваемого административным истцом целевого назначения земельных участков не соответствует документам территориального планирования и документации по планировке территории. Следовательно, не имеется оснований для признания бездействия органа местного самоуправления, решения Правительства УР незаконными и возложения на указанные органы обязанности совершить действия и принять решение, противоречащее генеральному плану поселения.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.

Вместе с тем, как было указано выше, земельные участки Курочкиной О.А. имеет категорию «земли сельскохозяйственного назначения».

Согласно статье 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

По смыслу статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

В соответствии со статьей 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30, часть 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37 ГрК РФ).

С учетом изложенного, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

До настоящего времени категория земельных участков истца в установленном действующим законодательством не изменена.

Из материалов дела следует, что земельные участки истца расположены на землях сельскохозяйственного назначения.

Приобретая в собственность земельные участки, административному истцу были известны сведения об объекте: категория - земли сельскохозяйственного назначения и разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования.

Курочкина О.А. с ходатайством о переводе принадлежащего ей на праве собственности земельных участков из состава земель одной категории в другую либо с мотивированным заявлением (с приложением необходимых документов) о включении земельного участка в границы населенного пункта в порядке, предусмотренном статьей 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ, в уполномоченный орган не обращалась, - доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

Также не представлено доказательств того, что орган местного самоуправления проводил публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков истца и согласования данного вопроса с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В связи с изложенным права Курочкиной О.А. на использование земельных участков в соответствии с их категорией как оспариваемым бездействием органа местного самоуправления, так и оспариваемым решением Правительства УР ограничены либо нарушены не были.

В связи с изложенным суд приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о совершении административными ответчиками незаконных действий, повлекших нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Курочкиной О.А. о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Шабердинское», возложении обязанности, признания незаконным решения Правительства Удмуртской Республики, возложении обязанности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд г.Ижевска.

Решение в окончательной форме изготовлено 09.03.2017.

Председательствующий: М.А. Иванова

Разработка сайта — дизайн-студия «Новик»
Письмо веб-мастеру: webmaster@minstroy.udcom.ru