- Министерство
- Общая информация о Министерстве
- Положение о Министерстве
- История и правопреемственность Министерства
- Об официальном сайте
- Задачи и полномочия Министерства
- Руководители Министерства
- Структура Министерства
- Открытые данные
- Банковские реквизиты
- Перечень информационных систем Министерства
- Планы работ
- Планы проверок
- Отчеты и статистика
- Общественный совет при Минстрое УР
- Государственная гражданская служба
- Информация о вакантных должностях
- Порядок поступления граждан на государственную гражданскую службу
- Конкурсы на замещение вакантных должностей
- Конкурсы на включение в кадровый резерв
- Результаты проведенных конкурсных процедур
- Порядок обжалования результатов конкурса
- Условия прохождения государственной гражданской службы
- Противодействие коррупции
- Справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителей государственных учреждений УР
- Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров подведомственных Мин
- Обращения
- Новости
Интервью министра строительства и коммунального хозяйства РФ Михаила Меня об основных направлениях развития ЖКХ страны
19.03.2014, Ср
Закон и порядок
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень в эксклюзивном интервью «Вестнику Минстроя УР» обозначил три ключевые задачи, которые стоят сегодня перед Минстроем РФ в направлении развития жилищно-коммунального комплекса страны.
– Это наведение порядка в сфере управления жильем и, в особенности, многоквартирными домами, обеспечение защиты населения от необоснованного роста коммунальных платежей и модернизация инфраструктуры. Для их решения в настоящее время предпринимаются значительные усилия.
Относительно первой социально чувствительной темы. Одним из механизмов, направленных на решение этой задачи является лицензирование. К настоящему моменту Минстрой России уже подготовил законопроект (сейчас он рассматривается в Государственной Думе Российской Федерации), предусматривающий выдачу лицензий управляющим организациям. До 1 июля 2014 года планируется принять все необходимые нормативно-правовые акты, а с 1 сентября текущего года – начать выдавать лицензии и экзаменовать руководителей управляющих компаний. При этом, запрет на управление многоквартирными домами вступит в силу 1 мая 2015 года (т.е. сразу после отопительного периода).
– Какие основные требования будут предъявляться к лицензиату?
– Во-первых, наличие материально-технической базы и кадров, а во-вторых, отсутствие нарушений за год до получения лицензии. Обязательным условием выдачи лицензии является наличие квалификационного аттестата у руководителя управляющей организации, а также российская юрисдикция.
Проектом федерального закона о лицензировании предусматривается ответственность управляющей организации за ненадлежащее обслуживание и предоставление некачественных жилищно-коммунальных услуг.
Так, в случае, если компанией не соблюдаются правила управления жильем, гражданам достаточно будет написать жалобу в Госжилинспекцию, чтобы повлиять на ситуацию. Представители надзорного органа проведут проверку и, в случае выявления нарушения, выпишут предписание по его устранению. Если оно не исполняется своевременно, руководитель такой управляющей организации привлекается к административному наказанию в судебном порядке. Два административных наказания по одному дому в течение года – Госжилинспекция лишает такую компанию права управлять этим домом. Если количество таких домов превышает 15 процентов от всего жилищного фонда, управляемого этой организацией, лицензия компании аннулируется в судебном порядке, ее руководитель получает запрет на управление жильем на три года, а его данные заносятся в федеральный реестр недобросовестных управленцев.
На момент проведения судебных процедур (процесса аннулирования лицензии) все платежи за коммунальные услуги автоматически переходят к ресурсоснабжающим организациям. УК, в свою очередь, под жестким контролем Госжилинспекции продолжает управлять домом. При этом, в случае допущения хотя бы одного нарушения правила требований управления жильем, руководитель такой компании будет автоматически дисквалифицирован сроком на три года. Кроме того, к нему будут предъявлены штрафные санкции в размере 500 тысяч рублей за каждое нарушение.
Наряду с этими Минстроем России дорабатываются поправки в Жилищный кодекс Российской Федерации, предусматривающие ужесточение ответственности управляющих организаций за оказание некачественных услуг или некорректный расчет платежа.
В первом случае управляющая организация, согласно законопроекту, обязана выплатить в пользу потребителя 30 процентов от размера платы, во втором – 15 от неправильно рассчитанной платы.
– А если потребитель не платит управляющей компании за предоставленные услуги. Прорабатывается ли решение этого вопроса?
– Этим же документом предусматриваются механизмы, направленные на повышение платежной дисциплины населения. Речь идет об увеличении размера пенни до одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центробанка от невыплаченной суммы за каждый день просрочки платежа. Это соответствует 17 процентам годовых стандартного потребительского кредита. Таким образом, неплательщикам предоставляется выбор: либо платить вовремя, либо – в любое время, но уже с серьезными процентами.
Кстати, злостные неплательщики, и вовсе, будут ограничены вправе осуществлять сделки с недвижимостью. Введение механизма отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним при наличии у гражданина неисполненного в установленный срок требования по внесению платы за ЖКУ также прописано в документе.
С другой стороны, проектом федерального закона предусматриваются меры по стимулированию тех граждан, которые платят за жилищно-коммунальные услуги вовремя или, и вовсе, заранее.
Управляющим кампаниям предоставляется право давать скидки добросовестным потребителям. Сейчас они могут давать скидки только на жилищные услуги (содержание и ремонт жилья), т.е. те, которые они сами и предоставляют. Тем временем, снижать стоимость платы за коммунальные услуги (воду, тепло, электроэнергию и т.д.) управляющие кампании не имеют права. Размер платы за такие услуги рассчитывается исходя из объема потребления ресурса и тарифа, установленного государством. Любое изменение цены рассматривается как нарушение закона.
– Михаил Александрович, сегодня много вопросов у людей возникает по процедуре проведения собрания собственников жилья, а также по грамотному оформлению результатов общего собрания. Возможно ли, что-то изменить, упростить?
– Это очень важный момент, вокруг которого происходит много нарушений. Очно-заочная форма, на наш взгляд, способна упростить эту ситуацию.
Кроме того, ведомство настаивает на введении уголовной ответственности за фальсификацию протоколов собрания собственников. Работая на местах, сотрудники отраслевых министерств часто сталкиваются с подобными фактами.
Вторая социально-чувствительная тема – платежи за коммунальные услуги. Чтобы обеспечить защиту населения от необоснованного роста платежа, дать потребителям возможность прогнозировать свои расходы на «коммуналку», был подготовлен и принят закон о долгосрочном регулировании совокупного платежа населения на коммунальные услуги. В соответствии с документом Минстроем России ведется работа по установлению предельных индексов изменения тарифов. На федеральном уровне подобного рода индексы и формулы будут расписаны для всех субъектов Российской Федерации в зависимости от социально-экономической ситуации и климатических условий. Далее уже власти субъектов должны будут установить предельные индексы для муниципалитетов. В результате ни у одного гражданина в пределах конкретного муниципального района или городского поселения цифра в квитанции не может быть выше той, что установлена муниципалитетом.
– Когда мы говорим о предоставлении населению коммунальных услуг, мы неизменно переходим к вопросу их качества, которое нередко страдает от высокого процента износа коммунальных сетей. Какая, на Ваш взгляд, сегодня существует возможность решения этой актуальной проблемы?
– Необходимо продолжать работу в соответствии с планом по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, утвержденным Правительством Российской Федерации.
К настоящему моменту уже принят закон о долгосрочном тарифном регулировании, согласно которому в 2014 и 2015 годах на долгосрочное тарифное регулирование перейдут организации и субъекты Российской Федерации, которые к этому готовы, а в 2016 году – вся страна. Сама методика тарифов при соблюдении утвержденных целевых показателей позволяет честно зарабатывать необходимую долю рентабельности для частного бизнеса. Кроме того, Минстрой России, в соответствии с поручениями Президента, максимально стимулирует субъекты Российской Федерации передавать в концессию на конкурсной основе неэффективные унитарные предприятия.
Все эти механизмы способны обеспечить гарантии для частного оператора, приходящего в отрасль со своими вложениями, возврата инвестиций и стабильный доход, а для населения – качественно оказанных коммунальных услуг.