- Министерство
- Общая информация о Министерстве
- Положение о Министерстве
- История и правопреемственность Министерства
- Об официальном сайте
- Задачи и полномочия Министерства
- Руководители Министерства
- Структура Министерства
- Открытые данные
- Банковские реквизиты
- Перечень информационных систем Министерства
- Планы работ
- Планы проверок
- Отчеты и статистика
- Общественный совет при Минстрое УР
- Государственная гражданская служба
- Информация о вакантных должностях
- Порядок поступления граждан на государственную гражданскую службу
- Конкурсы на замещение вакантных должностей
- Конкурсы на включение в кадровый резерв
- Результаты проведенных конкурсных процедур
- Порядок обжалования результатов конкурса
- Условия прохождения государственной гражданской службы
- Противодействие коррупции
- Справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителей государственных учреждений УР
- Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров подведомственных Мин
- Обращения
- Новости
Интервью первого заместителя министра строительства, архитектуры и жилищной политики УР Ивана Новикова о новой системе капремонта, опубликованное на информационном портале УР Udm-info
22.10.2013, Втр
Капремонт по-новому
В Удмуртии принят закон о капремонте. С мая жители начнут получить платежки с отдельной строкой за капитальный ремонт и таким образом начнут самостоятельно финансировать капитальные ремонты своего жилья. О том, как эта система будет работать, сколько придется платить, какие дома будут отремонтированы в первую очередь, как выбрать способ накопления, и кто гарантирует населению целевое расходование собранных средств «Udm-Info» рассказал первый замминистра строительства, архитектуры и жилищной политики региона Иван Новиков.
- Иван Геннадьевич, новая система дает собственникам жилья право выбора, как накапливать средства – с помощью регионального оператора или же на специальном счете дома. Как разница будет между этими формами накопления?
- В случае если собственники дома на собрании решат доверить деньги региональному оператору, он будет отвечать за сбор платежей и проведение капремонта. Если же собственники решат создать для дома отдельный счет, всю ответственность они берут на себя – от сбора средств до проведения капремонта. Открытие спецсчета дом может делегировать оператору, если у него нет собственного ТСЖ или жилищного кооператива, то есть, нет юридического лица. В таком случае оператор откроет счет на указанный дом и станет его номинальным владельцем, но распоряжаться деньгами с этого счета смогут только собственники жилья, оператор не сможет взять оттуда ни копейки. Для домов со спецсчетами также будут обозначены сроки проведения капремонта, однако в случае, если дом не успеет накопить средства, или возникнут какие-то иные вопросы с проведением капремонта, собираемостью платежей и так далее, решать их собственники жилья будут должны своими силами. Претензий к государству или оператору тут быть не может. Я считаю, логичным создание такой возможности, потому что, как правило, ТСЖ, ЖСК – на практике самые ответственные люди: они сами все решают, они живут в этих домах, в том числе и руководство, так что каких-то опасений на этот счет у меня нет.
- Сколько времени будет дано собственникам на выбор формы накопления?
- Очень мало. Долгосрочную программу по капремонту, которая станет основополагающим документом, мы должны принять в конце декабря. С момента публикации программы жилищным кодексом отведено два месяца на выбор способа накопления - чтоб жители обдумали и приняли решение. Первая половина января выпадает из-за новогодних праздников. Те, кто занимается практическим управлением, говорят, что сроки очень сжатые, для того чтобы полноценно принять все решения, провести собрания, соблюсти сроки уведомления, открыть счет. И это при том, что некоторые механизмы до сих пор до конца не прописаны.
Многие активисты, общественные организации говорят, что уже сейчас нужно начинать готовить эти проектные решения. Сами голосования они пока не могут проводить – предмета еще нет, но подготовительной работой, думаю, многие уже занялись.
- А если собственники по тем или иным причинам не успеют открыть специальный счет?
- Решение за них, как и за остальных «молчунов», будут принимать органы местного самоуправления, и все материалы по ним будут переданы в региональный оператор - они попадут туда автоматом.
Большинство домов довольно таки пассивны и, по нашим оценкам, к оператору попадет около 70% МКД. Особенно это касается домов в приличном возрасте, состояние которых уже близко к ремонту. Но, на мой взгляд, для них это как раз оптимальное решение – вряд ли они смогут накопить на ремонт в сжатые сроки своими силами.
- Изменить форму накопления будет возможно?
- Да, но сроки изменения будут разными. Если собственники захотят отказаться от спецсчета и уйти к оператору, это займет всего месяц, а вот обратный процесс потребует два года с момента подачи заявки. Эта норма должна исключить возможность ухода дома из оператора сразу после проведения капремонта. Так что два года дом будет обязан вносить платежи на счет оператора, и если после этого за ним еще останутся какие-то «хвосты» по проведенному ремонту, это тоже будет решаться.
- Что будет представлять собой эта долгосрочная программа капремонта?
- Она будет включать в себя перечень всех многоквартирных домов на территории Удмуртии. По последним данным статистики, их около 9,5 тысяч. Программа будет разделена по муниципальным районам, то есть деньги, накопленные домами из одного района или города, не могут быть потрачены в другом. В ней будет отражен каждый многоквартирный дом, виды работ по нему и плановый год проведения капремонта.
Наша основная задача сейчас - составить реестр домов. Этим занимаются муниципалитеты, они проводят полную ревизию всех своих домов. Парадоксально, но до настоящего времени многие МО такого полного реестра не вели. Определённый объем информации был, но не полный. Ключевыми станут сведения о годе постройки дома, дате последнего капремонта и перечне всех инженерных систем - оснащен ли дом горячим, холодным водоснабжением, есть ли там централизованное отопление, лифты, в каком исполнении кровля.
Изначально планировалось прописывать очередность капремонтов в программе с учетом физического состояния каждого дома, но потом мы пришли к выводу, что это будет нецелесообразно. Оценить состояние каждого дома - это гигантский объем работы. С другой стороны любая управляющая компания имела бы соблазн показать, что у них не дома, а разваливающиеся строения, чтобы раньше попасть под ремонт. А сделать результаты обследований непредвзятыми можно было бы только в случае, если проводить их за счет бюджета, что вылилось бы в полмиллиарда рублей (обследование одного дома стоит примерно 50 тыс. руб.)
- В таком случае, каким образом будет определяться срок проведения капитального ремонта?
Программа будет формироваться, прежде всего, исходя из года строительства дома (либо даты последнего проведенного капремонта). То есть старые дома будут отремонтированы в первую очередь. Она будет разбита на пятилетки. По каждому дому будет указан плановый год его капремонта. Это последний год пятилетки, не позднее которого в доме должен быть произведен ремонт. То есть если капремонт вашего дома запланирован на 2020 год, то он может быть проведен в период с 2016-го по 2020-ый, но не позже.
Пятилетние блоки сделаны для того, чтобы было удобно планировать объемы средств, а также стимулировать граждан к активному сбору накоплений. Критерии очередности внутри пятилетки будут сродни тем, что сейчас используются по 185-му закону. То есть чем больше жильцы дома успели накопить средств, тем больше у него шансов попасть в начало очереди.
Особенность в том, что региональный оператор обязан провести ремонт вне зависимости от того, сколько средств собрал данный дом.
В краткосрочных планах будет учитываться уже и техническое состояние – то есть будут проводиться физическое обследования домов. На эти цели можно будет использовать средства, уже накопленные на капремонт.
- Каким образом будут защищены собираемые средства? Особенно те, что будут копиться на спецсчетах? Не смогут ли, например, управляющие компании использовать их на иные цели?
- Эти средства, независимо от того, копятся ли они у оператора, или на отдельном счете, по закону могу быть использованы только на капитальный ремонт.
Ни в коем случае деньги не попадут на счет управляющей компании. Счет дома будет защищен. Это особые счета, что будет обозначено в банковском договоре. У банков, в связи с этим, появятся новые обязанности - перед тем, как провести платеж, они должны получить пакет документов, подтверждающий, что эти деньги оплачены за проведенные работы по капремонту по решению сособственников.
То есть банки будут участвовать в контроле целевого использования средств, которые нельзя будет направить, например, на установку домофонов или разбивку клумб. Только на статьи капремонта, прописанные в законе.
- А банковская система готова к этому?
- Понимание в банковской системе еще не до конца созрело. С другой стороны, я считаю, у них есть интерес - это стабильные и довольно долгосрочные деньги, которые будут там размещаться.
При этом круг банков жестко ограничен – это только российские банки с уставным капиталом не менее 20 млрд руб. Их немного, но они представлены у нас на территории, так что проблем с выбором банка возникнуть не должно. Список этих банков будет публиковать Центробанк РФ.
- Когда и каким образом будет установлен минимальный размер платы за капремонт? Она будет зависеть от типа дома или территории (город, село)?
- Ее определит постановление правительства Удмуртии. Сейчас эксперты делают предварительные расчеты с учетом стоимости ремонта, распределённого на плановый срок накопления. По опыту коллег из других регионов, плата вряд ли превысит 10 руб. с квадратного метра. По нашему мнению, в среднем по республике цифра будет близка к федеральному стандарту. А он на 2014 год составляет 6 руб. 30 коп. за кв. метр.
Плата будет дифференцирована по типу дома. Таких типов будет около 10. Чем благоустроеннее дом, тем выше плата. При этом минимальный размер будет устанавливаться ежегодно.
- От дифференциации по принципу сельская местность/город решили отказаться?
- Этот вопрос обсуждался с аргументами, что на селе доходы населения ниже. Однако что касается фактической стоимости проведения ремонтных работ, то в районах она не меньше, чем в городах, а возможно и больше – с учетом того, что надо подвозить материалы, не всегда есть квалифицированные специалисты, которых надо также привозить. И с другой стороны - социальная защита населения по территориальному признаку – это неправильно.
Но хочу отметить, что платежи за капремонт будет учитываться в системе субсидирования граждан. Если человек имеет определённые льготы в сфере коммунальных платежей, эти льготы будут распространяться и на взносы по капремонту.
- Какая система платежей будет для новостроек?
- Рассматривалось предложение полностью освободить собственников жилья в новостройках от платежей на первые пять лет, пока действует гарантия застройщика. На самом деле, вопрос очень простой: по истечении пятилетней гарантии все системы дома будут уже с пятилетним износом. И когда истечет нормативный срок, систему все равно придется ремонтировать или менять. Учитывая, что минимальный размер взноса будет рассчитан как раз из стоимости этой работы, распределённой на нормативный срок, то получится, если первые пять лет освободить от платы, то последующие 15 или 20 лет нужно будет наверстать, а значит платить больше. Поэтому мы настояли на том, что совсем освобождать от этих платежей нельзя. В зависимости от возраста дома будет предусмотрена возможность вводить так называемый минимальный размер накопленного фонда, по достижении которого можно «взять паузу» и не накапливать пока средства. Но это будет позволено только в домах со спецсчетами. Для домов до пяти лет – это 5% от расчетной суммы капремонта, от 5 до 10 лет – 30% и так далее. Как только они накапливают эту минимальную сумму, они могут приостановить сбор до следующего «порогового» возраста дома.
- Управляющая компания может устанавливать плату за капремонт?
- Нет. Принимать решение о том, чтобы делать плату выше минимальной смогут только собственники на своем собрании дома. Управляющие компании в новой системе смогут участвовать только как помощники, как сторона организующая, которую будут привлекать к проведению капремонта. Представители УК смогут принимать участие на этапе выбора подрядчика, но без права решающего голоса, при проведении капитального ремонта, и, обязательно, на этапе приемки работ.
- Не опасаетесь ли вы сложностей с тем, что в первые годы накопление средств от собственников только начнется, а капитальные ремонты нужно будет проводить как раз в самых старых домах, требующих наибольших затрат?
- Эта задача, которая как раз стоит перед нами в первую очередь – обеспечить баланс между объемом ремонтов и объемом собранных средств. Иначе мы построим пирамиду, в результате которой будут накоплены обязательства не обеспеченные средствами.
Если цифры покажут, что объема средств, который собирается, явно недостаточно для объема ремонтов, есть два варианта: либо повышать размер платежа, либо растягивать во времени, откладывать на более поздний срок.
Кроме того, республиканский закон предусмотрел софинансирование со стороны республики в размере не менее 10% от ежегодного объема собранных средств. По нашим оценкам, собираемость составит около 1 млрд 300 млн., таким образом со стороны республики будет выделяться порядка 130 млн руб. Мы понимаем, что для республиканского бюджета, который сейчас достаточно напряженный, это серьезные деньги, но, с другой стороны, практика софинансирования капремонтов существует не первый год и суммы на эти цели примерно в этом же объеме выделяются Удмуртией ежегодно.
Что касается софинансирования из федерального бюджета, здесь пока нет ясности. Программа капремонта пока не свернута, и по ней в следующем году мы должны получить 72 млн руб. Но мы пока не знаем, будут ли средства выделены отдельно или поступят в фонд оператора.
Таким образом, исходя из объемов средств, которые будут собираться – порядка 300 домов можно будет смело ремонтировать ежегодно. Это реальные объемы.
- Каков риск высоких неплатежей со стороны населения?
- В последние годы собираемость платежей за коммунальные услуги у нас превышает 90%. Кроме того, за время действия 185-го закона многие собственники уже самостоятельно стали собирать такие платежи, так что далеко не для всех они станут новостью. Так, по информации администрации Ижевска, только в столице Удмуртии около тысячи домов изъявили желание участвовать в софинансирование капремонтов своего жилья, а это около трети городского жилого фонда. Поэтому говорить о том, что будут системные неплатежи, я бы не стал. С теми, кто все же будет отказываться платить, будет вестись обычная претензионная работа.
По каждому собственнику будет вестись персональный учет – сколько начислено, сколько оплачено. Если есть задолженность – сколько начислено пени. Это главное отличие от прежней системы, которую нам ставили в укор: когда все платили «в один котел», а ремонтировался какой-то отдельный дом, ремонт отдавался на откуп отдельным лицам, а объем этого ремонта, расходы на него никак не регулировались. Новая система, на мой взгляд, наведет порядок в сфере капремонта.
Автор:Алена Селезнева -http://www.udm-info.ru/articles/politics/22-10-2013/akapremont.html