Версия для слабовидящих Министерство строительства и жилищной политики УР

Интервью первого заместителя министерства строительства, архитектуры и жилищной политики УР Ивана Новикова, опубликованное в газете "Удмуртская правда"

 

Изменения, внесенные в Жилищный кодекс новым федеральным законом «О создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов (МКД)», в корне меняют существующую систему финансирования капремонта.

Со следующего года в Удмуртии собственники будут платить за капремонт ежемесячно.

До сих пор государство помогало собственникам квартир в МКД с ремонтом. Специально для этих целей была создана госкорпорация - Фонд содействия реформированию ЖКХ. Государство и субъекты федерации на начальном этапе обеспечивали до 95 процентов стоимости работ по капремонту. Свою долю (не менее 5 процентов) вносили собственники, решившие на собрании жильцов, что такой ремонт дому необходим. Этих средств, как признавали власти, не хватало. Так, бывший министр регионального развития Виктор Басаргин говорил: чтобы привести в порядок жилищный фонд, надо ежегодно в течение 5-10 лет тратить не менее 2 трлн. рублей. Эксперты из Международной финансовой корпорации (IFC) оценили траты в 322 млрд. рублей ежегодно до 2035 года. Новая система предлагает найти недостающие средства у владельцев квартир, обязав их ежемесячно вносить плату за капремонт.

Как будет работать новая система и какие новшества она несет, корреспонденту «УП» рассказал первый заместитель министра строительства, архитектуры и жилищной политики УР Иван Новиков.

  • Иван Геннадьевич, почему было необходимо вводить обязательный платеж за капитальный ремонт в многоквартирных домах?
  • Капитальный ремонт МКД - это, в первую очередь, вопрос безопасности. Современные многоквартирные дома оснащены сложными инженерными системами, например, лифтами. Если они не поддерживаются в нормальном состоянии, могут пострадать люди. Поэтому собственники помещений обязаны заботиться о состоянии своего имущества, а в тех случаях, когда они не в состоянии обеспечить достаточного финансирования, собственникам помещений нужно оказать помощь за счет бюджетных средств.

Жилищный кодекс уже в 2005 году провозгласил, что капитальный ремонт должен оплачивать собственник дома. Но до сегодняшнего дня многие собственники не приняли никаких решений о том, когда они намерены провести капремонт своего дома. Ждать момента, когда дом потребует безотлагательного капремонта, лучше с одновременным накапливанием средств на его ремонт.

Потребность же в ремонте очень большая. По оценкам наших специалистов, сегодня в республике требуют капитального ремонта примерно 13-14 млн. кв. метров жилья. Это около 70 процентов всего жилого фонда. Лимит предоставления финансовой поддержки на предстоящие три года из Фонда содействия реформированию ЖКХ в Удмуртии, как и в большинстве регионов страны, остался совсем незначительный. Региональные программы капремонта, которые будут утверждены не позднее 1 января 2014 года, будут финансироваться уже по-новому - за счет взносов собственников. Фактически при реализации закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» основной упор делается на переселение граждан из аварийного жилья.

  • Какие способы накапливания средств на капитальный ремонт предлагает новый закон?
  • Новый раздел Жилищного кодекса, который ввел данный федеральный закон, предложил два варианта финансирования капремонта. Первый - через региональный фонд, которым руководит региональный оператор. Суть: вводится обязательный взнос, люди платят региональному оператору. Средства аккумулируются на счете оператора и затем распределяются по домам согласно принятой в регионе программе капитального ремонта. При этом оператор четко знает, сколько денег собрано по каждому дому, и обеспечивает их строгий учет.

Второй вариант - фонд ремонта дома, состоящий из взносов собственников, формируется на банковском спецсчете. Особенность такого счета в том, что его номинальным владельцем может быть товарищество собственников жилья или жилищный кооператив (но не управляющая организация). ТСЖ или ЖСК будет выступать заказчиком при проведении ремонта, давать распоряжение банку об использовании средств.

В первом случае средствами, собираемыми собственниками, управляет региональный оператор, который выступает и заказчиком капремонта. Он финансирует и контролирует выполнение работ, а также несет ответственность за качество их выполнения. Во втором случае все эти вопросы собственники решают самостоятельно.

Притом и при первом, и при втором вариантах деньги, как со спецсчета, так и со счета регионального оператора, могут расходоваться только на цели, связанные с организацией и проведением капремонта многоквартирного дома. Это четко прописано в Жилищном кодексе РФ.

  • Получается, что если в доме не ТСЖ или ЖК, то деньги автоматически попадут в региональный фонд и собственники лишаются права ими распоряжаться?
  • Нет. Накапливать средства на спецсчете дома можно и при других способах управления. Собственники вправе принять решение и определить регионального оператора в качестве номинального владельца специального счета дома. При этом оператор не имеет права им отказать.

Если собственники будут пассивны, если не самоорганизуются и не примут никаких решений, эта работа будет возложена на органы местного самоуправления и на регионального оператора. Капитальный ремонт в их доме все равно будет проведен.

  • Почему нужно создавать какие-то новые структуры и собирать в них наши деньги?
  • Деньги, собранные на капитальный ремонт, должны расходоваться по назначению - на проведение ремонта домов, это основной посыл нового закона. Если оставить эти деньги на счетах управляющей организации, то они могут уйти на другие цели (а могут уйти и вместе с управляющей компанией), тогда дом лишится необходимого ремонта. Этого допустить нельзя. Поэтому накопления должны собираться на специальных счетах под контролем собственников либо региональных властей. Они будут нести ответственность за сохранность и целевое использование собранных средств. То есть, выстраивая подобную систему финансирования капитального ремонта, государство создает страховой фонд для того, чтобы планово восстанавливать существующее жилье.
  • Сегодня в республике немало домов, жильцы которых по собственной инициативе собирают деньги на капремонт, управляющие компании производят на эти деньги работу, и все довольны. Почему нельзя было для таких домов, оставить все как есть? И могут ли собственники отказаться платить за капитальный ремонт?
  • Большинство положений раздела IX Жилищного кодекса носит обязательный характер. Это значит, что их невозможно отменить решением общего собрания собственников или членов ТСЖ или ЖК.

Обсуждение проекта закона велось долго и открыто. Государство решало задачу, как добиться проведения капремонта многоквартирных домов в условиях преобладающей пассивности и невысоких доходов населения при существенном уменьшении доли бюджетной поддержки.

Для активных собственников практически ничего не меняется. Просто гарантируется целевое использование собранных средств только на капремонт дома. Региональный оператор будет решать вопросы для всех остальных собственников либо выступать номинальным владельцем спецсчета для граждан, которые решили накапливать средства самостоятельно, но не создали ТСЖ или жилищный кооператив.

Если общее собрание собственников в доме не примет решение о способе накопления средств, мотивируя это тем, что им не нужно вносить взносы на капитальный ремонт, то, по закону, за них такое решение примет орган местного самоуправления. Но тут вариант один - платить на счет регионального оператора.

  • До сих пор через Фонд содействия реформированию ЖКХ федеральный бюджет помогал собственникам в проведении капремонта. Теперь ситуация меняется в корне: вся нагрузка по софинансированию ремонта ложится на региональные бюджеты. Будет ли республика помогать собственникам в проведении капремонта? Смогут ли рассчитывать на господдержку ТСЖ и ЖК?
  • Закон оговаривает, что государственная и муниципальная поддержка предоставляется на абсолютно равных основаниях по обеим моделям - и с региональным оператором, и в случае если собственники дома копят индивидуально. Единственный нюанс: по кодексу регион несет субсидиарную ответственность по обязательствам регионального оператора. То есть если, к примеру, у какого-то дома по программе подошла очередь на проведение ремонта, а накопленных средств недостаточно, дом имеет право потребовать от оператора профинансировать ремонт в полном объеме. Это еще один плюс в пользу того, чтобы доверить свои деньги региональному оператору.

Республика помогала и будет помогать собственникам в проведении капремонта. Но, конечно, наши возможности намного скромнее, чем у федерального бюджета. Тем не менее в этом году в республиканском бюджете предусмотрено на эти цели 70 млн. рублей. Такие же суммы планируется заложить в бюджет в 2014 и 2015 годах.

  • Каким будет ежемесячный взнос на капитальный ремонт?
  • Закон оговаривает, что минимальный размер взноса на капремонт устанавливают региональные власти. Но сначала федеральное правительство примет методические рекомендации о порядке установления размеров взносов. Затем регионы должны принять собственные документы, где и будут установлены конкретные величины платежей. Сегодня работа над соответствующим республиканским законом уже началась.

Какой будет плата - точный прогноз давать пока рано. Но, например, федеральный стандарт по стоимости капремонта по Удмуртской Республике составляет около 6 рублей за кв. метр. При этом собственники на общем собрании смогут самостоятельно установить размер взносов, превышающий минимальный установленный размер. Таким образом, если взять среднюю двушку площадью 50 кв. метров - ежемесячный платеж может составить в пределах 300 рублей. Много это или мало – вопрос дискуссионный. Но разовая оплата для проведения капремонта с владельца этой же квартиры, по самым приблизительным расчетам, обошлась бы в 40 тысяч рублей.

  • Когда в республике начнет работать новая система финансирования капитального ремонта?
  • Региональные программы капремонта должны быть утверждены не позднее 1 января 2014 года, а в течение двух месяцев после ее опубликования собственники должны принять решение о способе накопления средств. Формирование программы капремонта – это большая и кропотливая работа: нам совместно с муниципалитетами и управляющими компаниями предстоит обследовать и включить в программу каждый многоквартирный дом в республике. Также до конца года должен быть создан региональный фонд капитального ремонта. Порядок его функционирования, как и принципы формирования региональной программы, должны быть определены в республиканском законе о системе финансирования капитального ремонта. Сегодня работа над этим документом уже началась. Для этого в правительстве создана рабочая группа, в которую вошли, помимо специалистов профильных министерств и ведомств, директора управляющих компаний и представители общественных организаций. Мы планируем, что в июле законопроект будет представлен на обсуждение депутатов Госсовета УР. После принятия этого закона можно будет уже детально рассказать о том, как будет работать новая система.

Статья опубликована на официальном сайте газеты "Удмуртская правда"- http://udmpravda.ru/articles/so-sleduyuschego-goda-v-udmurtii-sobstvenniki-budut-platit-za-kapremont-ezhemesyachno

Автор:Надежда Бондаренко

 

Разработка сайта — дизайн-студия «Новик»
Письмо веб-мастеру: webmaster@minstroy.udcom.ru